ПАМЯТКИ ДЛЯ УЧАЩИХСЯ
Знание составляется из мелких крупинок ежедневного опыта.
Д.И.Писарев
Учись слушать!
-
• Приведи в порядок рабочее место — пусть нич то не отвлекает внимания.
• Сосредоточься, настройся на восприятие мате риала. Прими удобную, но не расслабленную позу. Помни: когда расслаблено тело, ослабевает и вни мание.
• Вникни в суть формулировки темы лекции.
• Осознай поставленную цель.
• Изучи план лекции.
• Обращай внимание на интонацию изложения материала учителем, следи за повторами в его рас сказе — таким образом учитель подчёркивает и вы деляет главные, существенные мысли.
• Старайся представить услышанное.
• Сопоставляй новую информацию с уже имею щимися знаниями.
• Выдели в лекции основные мысли, положения, сгруппируй их вокруг темы лекции.
Учись вести записи с голоса!
• Не начинай записывать материал с самых пер вых слов учителя — дослушай высказываемую им мысль до конца и пойми её.
• Приступай к записи текста в тот момент, когда учитель, заканчивая изложение одной мысли, на чинает её комментировать.
• Не старайся записывать материал дословно (при этом чаще теряется главная мысль, такую запись труднее вести): отбрасывай второстепен ные слова — те, которые не влияют на смысл рас сказа.
• Сокращай слова. После сокращений оставляй место, чтобы закончить запись дома.
• Старайся писать быстрее (не менее 120 букв в минуту).
• Если в лекции встречаются непонятные места, оставь для их прояснения место в тетради, а после урока уточни у учителя и запиши.
• Используй общие правила написания конспек та (соблюдай отступы, делай выделения и т. д.)
• В ближайшие дни обработай текст конспекта: выправь стиль, расставь знаки препинания, допи ши текст, подчеркни главное и т. д.
Правила записи текста
1. Запись должна быть компактной, а почерк — убористым, чтобы на странице уместилось как мож но больше текста (это улучшает его обзор).
2. В тексте необходимо применять выделения и разграничения:
• подчёркивание (для выделения заголовков и подзаголовков, выводов, отделения тем). В первой
записи выделения лучше делать чернилами, кото рыми написан весь текст; вторичное выделение можно сделать другим цветом (но не следует пре вращать текст в пестрые картинки);
• отступ — для обозначения абзацев и пунктов плана;
• пробельная строка — для отделения одной за конченной мысли от другой;
• нумерация пунктов;
• выделение текста с помощью рамки (обычно в рамки заключают определения, формулы, прави ла, законы).
Со временем у тебя выработается своя система выделений.
3. При записи текста необходимо пользоваться сокращениями.
4. Запись должна быть компактной, а почерк — убористым, чтобы на странице уместилось как мож но больше текста (это улучшает его обзор).
5. В тексте необходимо применять выделения и разграничения:
• подчёркивание (для выделения заголовков и подзаголовков, выводов, отделения тем). В первой
записи выделения лучше делать чернилами, кото рыми написан весь текст; вторичное выделение можно сделать другим цветом (но не следует пре вращать текст в пестрые картинки);
• отступ — для обозначения абзацев и пунктов плана;
• пробельная строка — для отделения одной за конченной мысли от другой;
• нумерация пунктов;
• выделение текста с помощью рамки (обычно в рамки заключают определения, формулы, прави ла, законы).
Со временем у тебя выработается своя система выделений.
6. При записи текста необходимо пользоваться сокращениями.
Правила составления конспекта
Конспект — это краткое изложение или краткая запись содержания.
Виды конспектов: план-конспект, текстуальный (цитатный), свободный, тематический, схематичес кий, опорный.
Основные требования к написанию конспекта: системность и логичность изложения материала, краткость, убедительность и доказательность.
Этапы конспектирования:
1) Прочитай текст, отметь в нем новые слова, непонятные места, имена, даты; составь перечень основных мыслей, содержащихся в тексте, составь простой план.
2) Выясни в словаре значение новых слов, вы пиши их в тетрадь.
3) Вторичное чтение сочетай с записью основ ных мыслей автора и их иллюстрацией. Запись веди своими словами, не переписывай текст статьи. Стремись к краткости, пользуйся правилами запи си текста.
4) Прочитай конспект еще раз, доработай его.
План-конспект
План-конспект — это сжатый в форме плана пе ресказ прочитанного или услышанного.
Характеристика конспекта: краток, прост, бы стро составляется и запоминается; учит выбирать главное, четко и логично излагать свои мысли, по зволяет усвоить материал уже в процессе изуче ния. Все это делает его незаменимым при быстрой подготовке доклада, выступления. Однако рабо тать с ним через некоторое время трудно, так как содержание материала плохо восстанавливается в памяти.
Этапы работы:
1) Составь план прочитанного текста или вос пользуйся готовым.
2) Разъясни кратко и доказательно каждый пункт плана, выбери разумную и эффективную фор му записи.
3) Самостоятельно сформулируй и запиши вывод.
Текстуальный (цитатный) конспект
Текстуальный (цитатный) конспект — это конспект, созданный из отрывков подлинника — цитат.
Характеристика конспекта: строится из выс казываний автора, из изложенных им фактов; используется для работы с первоисточником; к нему можно обращаться неоднократно. Однако не способствует активной мыслительной работе и служит лишь для иллюстрации изучаемой темы.
Этапы работы:
1) Прочитай текст, отметь в нем основное содер жание, главные мысли, выдели те цитаты, которые войдут в конспект.
2) Пользуясь правилами сокращения цитат, выпиши их в тетрадь. Формы записи могут быть различными.
Свободный конспект
Свободный конспект — это сочетание выписок, цитат, тезисов.
Характеристика конспекта: требует серьёзных усилий по составлению; способствует хорошему усвоению материала, требует умения активно ис пользовать все типы записей: планы, тезисы, вы писки.
Этапы работы:
1) Используя имеющиеся источники, выбери материал по интересующей теме, изучи его и глу боко осмысли.
2) Сделай основные выписки мыслей, цитат, составь тезисы.
3) Используя подготовленный материал, сфор мулируй основные положения по теме.
Тематический конспект
Тематический конспект — это конспектирова ние ответа на поставленный вопрос или конспект учебного материала темы.
Характеристика конспекта: может быть обзорным и хронологическим; учит анализировать различные точки зрения на один и тот же вопрос, привлекать име ющиеся знания и личный опыт; используется в про цессе работы над докладом, сообщением, рефератом.
Этапы работы:
1) Изучи несколько источников и сделай из них выборку материала по теме или в хронологическом порядке.
2) Мысленно оформи прочитанный материал в виде плана.
3) Пользуясь таким планом, кратко изложи осознанный материал.
Правила составления тезисов
Тезис — положение, кратко излагающее какую-либо идею, мысль.
Этапы работы:
1. Ознакомься с содержанием материала. Обра ти внимание на шрифтовые выделения, это помо жет в дальнейшей работе над текстом.
2. Разбей текст на смысловые блоки с помощью плана или подчёркиванием.
3. Определи главную мысль каждой части и под черкни её.
4. Осмысли суть выделенного, сформулируй своими словами или найди подходящую формули ровку в тексте.
5. Пронумеруй тезисы — это позволит сохра нить логику авторских суждений.
6. Отделяй пробельной строкой один тезис от другого — это облегчит последующую работу с ними.
Правила подготовки рефератов
Реферат — это краткое изложение содержания книги, статьи и т. д.
Этапы работы:
1. Подбери литературу по изучаемой теме, озна комься с её содержанием.
2. Пользуясь закладками, отметь наиболее значительные места или сделай выписки.
3. Составь план реферата.
4. Используя рекомендации по составлению тематического конспекта и написанный план, на пиши реферат, в заключение обязательно выра зи своё отношение к излагаемой теме и её содер жанию.
5. Прочитай текст и отредактируй его.
6. Составь тезисы реферата, которые помогут в его защите.
Реферат должен иметь следующую структуру:
• Титульный лист (содержит название учрежде ния, фамилию, имя, отчество автора и руководите ля работы, название работы, место расположения учреждения образования, год).
• Содержание (включает название структурных частей, глав, разделов и подразделов с указанием нумерации страниц арабскими цифрами).
• Введение (кратко определяет актуальность проблемы, задачи реферата).
• Основное содержание (раскрывает основные положения обсуждаемой проблемы, может содер жать иллюстративный материал, практические ас пекты — исследования).
• Актуальная часть, которая делится на главы.
• Заключение.
• Список литературы в алфавитном порядке с указанием года и места.
• При необходимости — приложения.
При написании реферата необходимо указывать ссылки на источники, материалы (в скобках ука зывается номер по списку литературы, страница источника).